Что такое СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)?
![](http://79.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2022/08/Gid-po-mediatsii.jpg)
![](http://79.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2022/08/2ed82cda53a205a3bd45ec8b05ddcc69.jpg)
![](http://79.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2022/08/image005.jpg)
![](http://79.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2023/04/image-4.png)
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации.
Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка
Цели и задачи службы школьной медиации
Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:
создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;
внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной медиаций лежит:
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:
снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.
О горячей линии по медиации и примирению
Во исполнение письма министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 16.09.2022 № 47-01-13-16522/22информируем о начале работы горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях (далее – горячая линия).
Горячая линия организована на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Центр) в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях и адресована в том, числе:
руководителям образовательных организаций;
педагогическим работникам;
специалистам служб медиации и (или) примирения;
родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;
несовершеннолетним.
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (по московскому времени) по телефону: 8-800-222-34-17.
Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru.
Состав школьной службы медиации (примирения):
Руководитель службы медиации (примирения) МОБУ СОШ№79:
— Каргашина Гуля Михайловна, педагог-психолог, раб.тел. 2-744-150, моб. 89186013641 Обратная связь, Страничка школьного педагога-психолога
Члены службы школьной медиации (примирения):
— Филипченко Олеся Александровна, социальный педагог, тел. 2-744-150 Страничка социального педагога;
— Магомедова Светлана Станиславовна, заместитель директора по воспитательной работе, раб. тел. 2-744-150, моб. 8-964-946-75-26
Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы
Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы
Восстановление понимания. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.
Заглаживания вреда. Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды), насколько возможно, силами самого обидчика.
Исцеление жертвы. Если в ситуации была жертва, то ее исцеление и выход из позиции жертвы в процессе заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
Ответственность сторон. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта равны) на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, ориентация на их ответственное поведение.
Создание условий для исключения повторения подобного в будущем. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого-либо из участников.
Участие родителей и значимого окружения в нормализации ситуации. Восстановление ответственной родительской позиции по отношению к ситуации и к своему ребенку. Помощь близких и значимых людей в актуализации у участников нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.
Принципы восстановительного подхода, относящиеся к процессу проведения восстановительной программы
Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы.
Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность ведущего . Ведущий в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда.
Конфиденциальность. Восстановительная программа носит конфиденциальный характер. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации. Ведущий может вести записи для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и ведущего. Ведущий отвечает за безопасность участников на совместной встрече, а также за соблюдение принципов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ несут участники. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Виды восстановительных программ
Круг ответственности — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса чувствуется невысказанная напряженность).
Программа примирения — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
Восстановительная медиация — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
Круг сообщества — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
Семейный совет — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
Программа по заглаживанию вреда — вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п.— обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
«Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.
Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации для администрации и управленческо-педагогической команды образовательной организации — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
Применение восстановительных программ в учебно-воспитательном процессе
Восстановительный подход может встраиваться в существующие формы работы:
- Педагогический совет и методические объединения в формате «Круга сообщества» (как по проблемным ситуациям, так и с целью развития образовательной организации).
- Совет профилактики в формате «Программы по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда».
- Родительское собрание в формате «Круга сообщества».
- Встреча сотрудников школы с родителями обучающихся по их жалобе в формате медиации либо Семейной конференции.
- Работа с групповым обращением (жалобой группы родителей) в том числе по проблемным ситуациям с обучающимися с ОВЗ — в формате Школьно-родительского совета.
Служба медиации проводит тренинги и занятия с учащимися направленные на обучение конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.