Экскурсия на тему «Памятники воинской Славы поселка Лазаревский»

Согласно плану военно-патриотического воспитания, в дни осенних каникул учителя 1и 2 классов Каргашина Гуля Михайловна и Чиликян Валентина Андреевна организовали познавательную экскурсию по военно-патриотическому воспитанию. Ученики посетили памятные места, связанные с годами Великой Отечественной войны на улице Героя Советского Союза, военного летчика Калараш Дмитрия Леонтьевича. Узнали о героическом подвиге летчиков по защите Кубани в годы войны 1941-1945 г.г.

      

  ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

К 9 мая 2010 года в п.Лазаревское по ул.Единство рядом с ул.Калараш, установлен военный самолёт в память о лётчиках, механиках, техниках и строителей аэродрома п.Лазаревское в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Немного о тех, кто летал с этого аэродрома в период ВОВ. Безусловно самым известным авиатором был Герой Советского Союза — Калараш Дмитрий Леонтьевич. Собственно в честь него и названа самая длинная улица поселка. Судя по историческим справкам Дмитрий Леонтьевич был выдающимся тактиком воздушного боя. В ходе боевых действий, по известной информации, он одержал 11 личных побед (по некоторым источникам 14) и 6 в составе группы (всего — 17, тут совсем не понятно, почему на «МиГе» — 18). Подробнее о его биографии можно почитать здесь. Погиб Д.Л. Калараш, выполняя воздушный таран немецкого «мессершмитта» 29 октября 1942 г. Вот фото и МиГ-3 на котором летал Д.Л. Калараш

Еще одним известным авиатором, защищавшим небо над поселком, был командир 32 истребительного авиационного полка морской авиации — Наум Захарович Павлов. Его последний бой описывают так: 23 сентября 1942 года фашисты сосредоточили огонь на Туапсе, за день совершили несколько массированных налетов. Самый крупный из них был совершен под вечер. Майор Наум Захарович Павлов находился в воздухе, когда около пятидесяти вражеских самолетов стали приближаться к Туапсе. Завязалась отчаянная схватка, и Павлов буквально загнав в угол двух фашистских юнкерсов, заставил врезаться их в скалы недалеко от Лазаревского. Но и сам погиб он в том бою.
  Н.З. Павлов и Д.Л. Калараш похоронены рядом на горке Героев в поселке Лазаревское города Сочи.

По окончании войны аэродром стал использоваться в гражданских целях. С него летали в основном самолеты Ан-2 по местным воздушным линиям. Работа аэродрома имела специфический характер… взлетать самолетам всячески мешали местные жители. Вот как это описывает газета «Знамя социализма» в номере от 21 августа 1956 г.:
«10 августа 1956 года в курортном посёлке Лазаревском открыт аэропорт. По местной воздушной трассе регулярно курсируют 9-местные «Ан-2», перевозящие пассажиров. За 19 дней уже 53 вылета в разных направлениях: Сочи, Геленджик, Краснодар. Введены спецрейсы прогулок в пределах Черноморского побережья – 810 рублей в час за самолёт. По словам начальника аэропорта товарища Берденко, самая большая трудность при взлётах и посадках – это то, что по аэродрому почти беспрерывно ходят пешеходы, ездит транспорт, пасутся животные».
Единственное дошедшее до нас фото аэродрома тех лет:

Источник — www.lazarevka.ru

До нашего времени аэродром «сжался» до вертолетной площадки, которая сейчас используется в интересах авиации МВД и частной малой авиации.

Также сейчас на территории поселка располагается Станция испытания воздействий погодных и климатических условий на авиатехнику (может быть она как-то по другому называется). Станция относится к ГосНИИ ЭРАТ ВВС. Информации о ней крайне мало. На территории станции установлены несколько бортов-лабораторий на которых производится исследование влияния субтропического климата на авиационные материалы. Самолеты на мой взгляд очень интересные. Вот например Су-17М2 ранних серий. Самолет явно принадлежал 802 УАП, о чем свидетельствуют фирменные «глаза» и летал с нашего аэродрома Краснодар-Центральный. Причем подобная модификация была выведена из строевой части довольно давно. Борт находится в хорошем состоянии. Учитывая, что другие самолеты 802 УАП совсем недавно утилизировали, очень хотелось бы, что бы этот «выжил».

С.С. Магомедова

5/5 - (24 голоса)